Олиярник Галина Васильевна, воспитатель
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 36 «Улыбка»
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 36 «Улыбка»
"Настоящие друзья придут на помощь всегда"
Меня, как
педагога, всегда волновала проблема жестокости среди детей. Ребёнок в
современном обществе является свидетелем проявления формализма, равнодушия и
чёрствости по отношению взрослых людей к окружающим, а подчас и по отношению к
близким. Существует ряд причин, такого поведения дошкольников среди которых
многочисленные социальные проблемы, плюс издержки воспитания детей в семье,
гиперопека. В то же время чёрствость и невнимание ребёнка к чувствам и
переживаниям сверстников, родителей, часто связаны не с особой чёрствостью в
характере самого ребёнка, а с отсутствием опыта сопереживания. А сопереживание,
сочувствие, сострадание, сорадость, это
не что иное, как проявление эмпатии.
Проблема
развития эмоциональной эмпатии изучалась многими авторами (Э.Б. Абдулин, Т. П.
Гаврилова, Л. Н. Джрназян, И.М. Юсупов и др.). Ими установлено, что
эмоционально чувствительные дети гораздо легче включаются в процесс
социализации, они успешны в общении и взаимодействии со сверстниками и
взрослыми.
Современное
образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития
личности ребёнка. Работы о возрастных особенностях
развития эмпатии (Л.С. Выготский, Г.А. Урунтаева А.
В.Запорожец, Я. З.Неверович, Т.П.Гаврилова и др.) убедительно показывают, что
развитие
эмоциональной эмпатии детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в
воспитании и развитии умения сопереживать, чувствовать в душе ближнего
потребность в человеческом сочувствии.
Таким образом, актуальность и новизна
темы определяется:
· усилением
значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и
общения детей явления, как эмоциональная эмпатия;
· недостаточностью
разработки проблемы воспитания эмоциональной эмпатии в дошкольном возрасте;
· состоянием
вопроса в практике, связанного с необходимостью установления приоритета
личностного взаимодействия на основе эмпатии как общечеловеческой ценности.
Проведённая
работа по подбору и систематизации музыкально-художественного материала, разработке календарно-тематический план, в
котором задачи на проявление эмоциональной эмпатии формируются по следующим
направлениям:
·
к
людям «особого возраста»;
·
к
самому дорогому человеку – матери;
·
к
взрослым и детям, имеющих ОВЗ, инвалидам;
·
к
животным;
·
к
игрушкам;
·
к
литературным персонажам,
привела к необходимости создания цикла
музыкальных занятий, направленных на развитие эмоциональной эмпатии детей
старшего дошкольного возраста «Мы
вместе: сочувствуем, понимаем, переживаем».
Цель данной
методической разработки: создание условий
для развития эмоциональной эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость работы
заключается в возможности использования музыкальными руководителями, педагогами
ДОУ методических рекомендаций, календарно-тематического плана и цикла
интегрированных музыкальных занятий «Мы вместе: сочувствуем, переживаем, понимаем» с целью развития
эмоциональной эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Одно из таких
занятий хочу представить вашему вниманию - «Настоящие друзья придут на помощь
всегда».
Авторская методическая разработка НОД "Настоящие друзья придут на помощь всегда"
Комментариев нет:
Отправить комментарий